От научных конкурсов до международной олимпиады

Как вы знаете, во время осенних каникул проходила Международная Иранская олимпиада по геометрии. Учащиеся 11 класса Назарбаев Интеллектуальной школы города Караганды Бахыт Момунов и Нурмухаммед Зибаткалиев заняли в ней призовое III место. Мы провели интервью с учениками и узнали, как они готовились к олимпиаде. Также ребята рассказали об участии  в проектной деятельности и увлечениях.

– Ребята, поздравляем вас с победами! Расскажите о вашей олимпиадной деятельности.

Нурмухаммед:  Я на этом поприще с девятого класса. Впервые поучаствовав на сетевом этапе, я отметил для себя некую точку старта и начал стабильно решать задачи. Количество олимпиад, в которых я принимал участие, со временем росло. В десятом классе мы также пробовали свои силы на Иранской олимпиаде, но тогда удача обошла нас стороной и нам не посчастливилось занять призовое место. Видимо,  опыта не хватало.

Бахыт: В прошлом году поучаствовал на сетевом этапе Республиканской олимпиады, где занял второе место. Принимал участие и в нескольких других олимпиадах, в которых, к сожалению, не удалось выступить хорошо.

– Что почувствовали, узнав, что стали призерами?

Бахыт: Конечно, приятную радость. Тем не менее, не покидала мысль, что можно было выступить намного лучше. К тому же впереди предстоит написать еще несколько важных олимпиад, так что расслабляться рано.

Нурмухаммед:  Небольшую радость, так как с опытом ты уже примерно понимаешь какие задачи решил правильно, а какие нет.

– Как готовились к олимпиаде?

Бахыт: Мы тренируемся у призера международных олимпиад, выпускника нашей школы  Рахима Баймурзина и с одним из  национальных тренеров сборной Казахстана по олимпиадной математике.

Нурмухаммед: Они отправляют нам задачи, мы их решаем и дальше вместе разбираем решения.

Какие задания на олимпиаде были наиболее сложными для вас, а какие наиболее интересными?

Нурмухаммед:  Поскольку Иранская олимпиада имеет статус международной олимпиады, в которой участвуют более 70 стран, задачи там были как сложные, так и интересные. К примеру, для решения последней конструкции в туре требуются большой опыт и глубокие познания в геометрии. А вот первые три конструкции могут быть решены при правильном построении модели.

Бахыт: На олимпиаде мне понравилась вторая задача с тура. На первый взгляд, достаточно непростая задача с загромождённым чертежом. Хотя если пересмотреть содержание чертежа, то решение может быть сведено к нескольким простым шагам.

– Помимо подготовки к олимпиадам, вы также занимаетесь проектной деятельностью. Недавно вы заняли призовое место в сетевом конкурсе научных проектов NIS. Можете рассказать о нем поподробнее.

Нурмухаммед:  Тема нашего проекта родилась случайно. Однажды нам попалась нетривиальная задача на тренировочной олимпиаде. Во время ее разбора мы исследовали альтернативное решение, используя одну непримечательную теорему из проективной геометрии.

Бахыт: Нашей  целью было исследовать и описать метод анимации, основанный на теореме о проективных преобразованиях, а также показать применение данного метода при решении геометрических задач. Исследование и документация заняли несколько недель. Сейчас мы в процессе улучшения нашего проекта для дальнейшей защиты на республиканском этапе конкурса.

– Чем еще увлекаетесь?

Бахыт: Увлекаюсь спортом, крайне помогает отвлечься и перезагрузиться.

Нурмухаммед:  Я считаю, что академические достижения должны идти в паре с активным образом жизни. Поэтому,  в свободное время занимаюсь разными видами спорта. В основном это бокс, футбол и армрестлинг.

Какие дальнейшие планы?

Нурмухаммед:  11 класс считается «золотым веком» для большинства олимпиадников, поэтому будем стараться набрать на предстоящих олимпиадах максимальные баллы.

Бахыт: Да, зимой пройдут важные олимпиады. Для достижения лучшего результата сейчас идет усиленная подготовка.

– Желаем успехов!