Как вы знаете, во время осенних каникул проходила Международная Иранская олимпиада по геометрии. Учащиеся 11 класса Назарбаев Интеллектуальной школы города Караганды Бахыт Момунов и Нурмухаммед Зибаткалиев заняли в ней призовое III место. Мы провели интервью с учениками и узнали, как они готовились к олимпиаде. Также ребята рассказали об участии в проектной деятельности и увлечениях.
– Ребята, поздравляем вас с победами! Расскажите о вашей олимпиадной деятельности.
Нурмухаммед: Я на этом поприще с девятого класса. Впервые поучаствовав на сетевом этапе, я отметил для себя некую точку старта и начал стабильно решать задачи. Количество олимпиад, в которых я принимал участие, со временем росло. В десятом классе мы также пробовали свои силы на Иранской олимпиаде, но тогда удача обошла нас стороной и нам не посчастливилось занять призовое место. Видимо, опыта не хватало.
Бахыт: В прошлом году поучаствовал на сетевом этапе Республиканской олимпиады, где занял второе место. Принимал участие и в нескольких других олимпиадах, в которых, к сожалению, не удалось выступить хорошо.
– Что почувствовали, узнав, что стали призерами?
Бахыт: Конечно, приятную радость. Тем не менее, не покидала мысль, что можно было выступить намного лучше. К тому же впереди предстоит написать еще несколько важных олимпиад, так что расслабляться рано.
Нурмухаммед: Небольшую радость, так как с опытом ты уже примерно понимаешь какие задачи решил правильно, а какие нет.
– Как готовились к олимпиаде?
Бахыт: Мы тренируемся у призера международных олимпиад, выпускника нашей школы Рахима Баймурзина и с одним из национальных тренеров сборной Казахстана по олимпиадной математике.
Нурмухаммед: Они отправляют нам задачи, мы их решаем и дальше вместе разбираем решения.
– Какие задания на олимпиаде были наиболее сложными для вас, а какие наиболее интересными?
Нурмухаммед: Поскольку Иранская олимпиада имеет статус международной олимпиады, в которой участвуют более 70 стран, задачи там были как сложные, так и интересные. К примеру, для решения последней конструкции в туре требуются большой опыт и глубокие познания в геометрии. А вот первые три конструкции могут быть решены при правильном построении модели.
Бахыт: На олимпиаде мне понравилась вторая задача с тура. На первый взгляд, достаточно непростая задача с загромождённым чертежом. Хотя если пересмотреть содержание чертежа, то решение может быть сведено к нескольким простым шагам.
– Помимо подготовки к олимпиадам, вы также занимаетесь проектной деятельностью. Недавно вы заняли призовое место в сетевом конкурсе научных проектов NIS. Можете рассказать о нем поподробнее.
Нурмухаммед: Тема нашего проекта родилась случайно. Однажды нам попалась нетривиальная задача на тренировочной олимпиаде. Во время ее разбора мы исследовали альтернативное решение, используя одну непримечательную теорему из проективной геометрии.
Бахыт: Нашей целью было исследовать и описать метод анимации, основанный на теореме о проективных преобразованиях, а также показать применение данного метода при решении геометрических задач. Исследование и документация заняли несколько недель. Сейчас мы в процессе улучшения нашего проекта для дальнейшей защиты на республиканском этапе конкурса.
– Чем еще увлекаетесь?
Бахыт: Увлекаюсь спортом, крайне помогает отвлечься и перезагрузиться.
Нурмухаммед: Я считаю, что академические достижения должны идти в паре с активным образом жизни. Поэтому, в свободное время занимаюсь разными видами спорта. В основном это бокс, футбол и армрестлинг.
– Какие дальнейшие планы?
Нурмухаммед: 11 класс считается «золотым веком» для большинства олимпиадников, поэтому будем стараться набрать на предстоящих олимпиадах максимальные баллы.
Бахыт: Да, зимой пройдут важные олимпиады. Для достижения лучшего результата сейчас идет усиленная подготовка.
– Желаем успехов!